Аннотация образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада №7 г. Донецк

Аннотация образовательной программы дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 7 муниципального образования «город Донецк»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7
муниципального образования «город Донецк» Ростовской области (далее – МБДОУ детский сад
№ 7 г. Донецка) осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, в том числе адаптированным образовательным программам
дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (комплекс мер по организации питания и
хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и
режима дня1), а также обеспечивает их безопасность2.
Содержание дошкольного образования МБДОУ детского сада № 7 г. Донецка
определяется образовательной программой дошкольного образования муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 муниципального
образования «город Донецк» Ростовской области (далее – Программа), разработанной и
утверждённой МБДОУ детским садом № 7 г. Донецка (приказ от 23 августа 2023 г. № 75-од) в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14.11.2013 N 30384) (далее – ФГОС ДО), и Федеральной образовательной
программой дошкольного образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (Зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 28.12.2022 N 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа обеспечивает получение дошкольного образования детьми от 1 года 5 месяцев
до 7 лет, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на
основе духовно - нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций по основным образовательным направлениям: познавательному,
социально - коммуникативному, речевому, художественно - эстетическому и физическому
развитию.
МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка гарантирует успешное освоение обучающимися
планируемых образовательных результатов, поставленных в Программе, на всех этапах
дошкольного возраста, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного
развития детей, раскрытие потенциала самостоятельности и творческих способностей в
процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками посредством различных видов
деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, творческой и других направлений
активности), соответствующих возрасту.
Программа реализуется всеми группами общеразвивающей направленности на площадке
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7
муниципального образования «Город Донецк» Ростовской области на государственном языке
Российской Федерации – на русском языке, – осуществляющего образовательную деятельность
в отдельно стоящем двухэтажном здании, созданного Муниципальным учреждением Отделом
образования администрации города Донецка Ростовской области, исходя из потребностей
населения в образовательных услугах и возможностей бюджетного финансирования детского
сада, для оказания услуг и выполнения работ в целях исполнения предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав граждан на получение дошкольного
образования, действующего на основании Устава, утверждённого Заведующим муниципальным
Пункт 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2
Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
1

учреждением отделом образования администрации города Донецка Ростовской области от 13
июня 2019 г.
Образовательная деятельность ведётся по адресу: Ростовская область, город Донецк,
микрорайон 3, дом 24, – в условиях работы по пятидневной рабочей неделе (с понедельника по
пятницу), с полным 12 часовым пребыванием детей (с 7:00 часов до 19:00 часов) в
образовательном учреждении, круглогодичным календарным временем посещения, с
выходными днями – субботой и воскресеньем – и праздничными днями, установленными
законодательством Российской Федерации.
МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка не имеет извлечения прибыли в качестве основной
цели своей деятельности. Дошкольная образовательная организация филиалов и
представительств не имеет.
МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка обеспечивает все необходимые условия безопасности
воспитанников и сотрудников, антитеррористическую защищённость объекта (территории) в
соответствии с присвоенной четвёртой категорией опасности3, санитарные и гигиенические
требования4.
Программа определяет базовые объём и содержание дошкольного образования,
осваиваемые обучающимися и единые для Российской Федерации, цель и задачи, планируемые
результаты её освоения в виде целевых ориентиров дошкольного образования на материалах
широкого спектра федеральной и парциальных образовательных программ дошкольного
образования. Раскрывает организацию образовательного процесса в соответствии с
направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях, проектирует социальные
ситуации развития ребёнка и развивающую предметно-пространственную среду,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей
через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы
активности. Содержание и планируемые результаты образовательной программы МБДОУ
детского сада № 7 г. Донецка соответствуют содержанию и планируемым результатам
Федеральной программы дошкольного образования5 и реализует принципы Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа способствует развитию и образованию детей дошкольного возраста в качестве
полноправных граждан Российской Федерации, формируя фундамент их гражданской и
культурной идентичности посредством адаптированного образовательного контента,
доступных средств и инструментов, соответствующих возрасту. Приобщает детей к
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа,
воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины.
Основываясь на традиционных российских духовно-нравственных ценностях,
организация и осуществление образовательной деятельности по Программе предполагает
приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, достоинства, свободного
развития личности, воспитание взаимопомощи и взаимоуважения, трудолюбия (созидательный
труд), гражданственности, патриотизма, служения Отечеству и ответственности за его судьбу,
высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, гуманизма, милосердия, справедливости,
Пункт 13 «Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства
просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2
августа 2019 г. N 1006 (изменён с 13 марта 2022 г. постановлением Правительства Российской Федерации от
05.03.2022 N 289).
3

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28, действующим до 1 января 2027 г.
4

Пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ).
5

коллективизма и взаимоуважения, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования, исторической памяти и
преемственности поколений, единства народов России6.
Программа направлена на создание единого образовательного и воспитательного
пространства для детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества, идентичного на всей территории
Российской Федерации и обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям)
равные, качественные условия дошкольного образования для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства, вне зависимости от места жительства, пола, нации,
языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья), являясь основой для преемственности уровней
дошкольного и начального общего образования, их целей, задач и содержания, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней, служащей фундаментом для
непрерывности образовательного процесса, что повышает эффективность обучения.
Программа нацелена на формирование общей культуры, развитие социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических и личностных качеств,
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, их
эмоционального благополучия, приоритет ценностей здорового образа жизни. Создаёт условия
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,
склонностями и опытом, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, для поддержки
детской инициативы и желания заниматься определённым видом деятельности,
самостоятельности, ответственности и творчества при выборе содержания деятельности,
принятия детьми решений, выражения своих мыслей и чувств, обеспечивает оказание
недирективной помощи обучающимся. Программа предусматривает целостное решение
образовательных задач на основе базовых принципов ФГОС ДО в образовательном
пространстве детского сада не только в рамках образовательной деятельности, но и в
совместной деятельности взрослых и детей в различных направлениях, в процессе всей его
жизнедеятельности с использованием образовательного потенциала режимных моментов и
распорядке дня, предусматривающем рациональное чередование отрезков сна и бодрствования
в соответствии с физиологическими обоснованиями.
Программа осуществляет просветительскую деятельность вне учебного процесса,
направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных
установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития ребёнка, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов7.
Программа ориентирована на специфику национальных, культурно-исторических,
социокультурных, природно-климатических, социально-экономических, экологических,
демографических, этнокультурных и иных условий, в том числе региональных и местных
этнопсихологических
(муниципальных)
особенностей,
в
которых
осуществляется
образовательная деятельность; сложившиеся традиции и особенности образовательного
учреждения; учёт возрастных особенностей детей всех групп обучающихся, уровень их
развития и особенности разных видов деятельности и культурных практик, поддержку детской
инициативы; выбор парциальных образовательных программ, вариативных форм, способов и
методов организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
специфики потребностей и интересов детей с учётом индивидуальных особенностей и
Пункт 5 «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей», утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809.
7
Пункт 35 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (введён Федеральным законом от 05.04.2021 N 85-ФЗ).
6

состояния здоровья обучающихся, возможностям педагогического коллектива и дошкольного
учреждения, а также запросам и взаимодействию с родителями (законными представителями), с
участниками сетевого взаимодействия и предпочтению других участников образовательной
отношений, включая обеспечение коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) и/или
инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее – ООП) различных целевых групп (категорий детей), в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого
культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный
подход к развитию личности в природе и обществе, педагогическую антропологию, педагогику
достоинства и педагогику сотрудничества. Программа направлена на создание социальных
ситуаций развития дошкольников, развивающей предметно-пространственной среды,
открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, формирования у него доверия к
миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, мотивацию и поддержку
инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных видов деятельности
(игрой, познавательной, исследовательской, творческой и других форм активности) в
соответствии с возрастом и в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на
обеспечение здоровья и безопасности детей. Обеспечивает психолого-педагогическую поддержку
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между участниками
образовательного процесса, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов,
способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и
убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребёнка, формирование и развитие
личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Программа формирует социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, предусматривает
тесное сотрудничество с разными субъектами образовательных отношений с максимальным
привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их
ресурсов и строится на принципах дошкольного образования, закреплённых в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный,
в каждом из которых отражается обязательная часть (составляет не менее 60%) и часть,
формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть – составляет не
более 40%). В Программе также представлены рабочая программа воспитания и календарный
план воспитательной работы. В составе образовательной Программы также представлены
рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
В Целевом разделе Программы формулируются её главные цели и конкретные задачи,
а также ключевые принципы и подходы, методологические ориентиры, определяющие процесс
её формирования и реализации. Описываются планируемые результаты освоения Программы в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики потенциальных достижений ребёнка в раннем и
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы. Содержит
информацию о методах педагогической диагностики достижения планируемых результатов на
всех этапах дошкольного возраста, позволяющих отслеживать динамику развития каждого
ребёнка, при необходимости проектировать и корректировать индивидуальную
образовательную траекторию и осуществлять профессиональную коррекцию особенностей его
развития, а также комплексные методы оценки, направленные на повышение качества
дошкольного образования в рамках Программы.

В МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка педагогическая диагностика проводится на
начальном этапе освоения ребёнком Программы вне зависимости от времени его поступления в
дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения Программы его
возрастной группой (итоговая диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе
учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов
стартовой и итоговой диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития
ребёнка.
Для осуществления педагогической оценки индивидуального развития детей в рамках
реализации Программы, МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка применяет методические
разработки Н. В. Верещагиной, посвящённые оцениванию развития детей в возрасте от 2 до 7
лет. Данные материалы служат инструментом для анализа и отслеживания динамики развития
каждого ребёнка.
Опираясь на итоги педагогической оценки и стремясь к совершенствованию
образовательного процесса, педагог целенаправленно и систематически проектирует
(корректирует) взаимодействие с воспитанниками, создаёт развивающую предметнопространственную среду, стимулирующую творческую активность обучающихся, а также
разрабатывает персонализированные образовательные траектории освоения Программы для
каждого ребёнка
В МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка осуществляется психологическое обследование
развития воспитанников. Данная процедура ориентирована на обнаружение, исследование и
анализ индивидуальных психологических характеристик детей, а также определение факторов,
обуславливающих сложности в усвоении образовательной Программы. Целью диагностики
является определение траектории индивидуального развития каждого ребёнка и своевременное
оказание необходимой психолого-педагогической поддержки. Проведение указанной
диагностики обеспечивается квалифицированными специалистами, включая педагогапсихолога или психолога.

Содержательный

раздел

Программы детализирует задачи и содержание
образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие личности детей в
рамках пяти ключевых образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся:
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое,
физическое развитие, принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности
каждого ребёнка в различных видах деятельности.
В данном разделе представлены формы, подходы и инструменты, методики и приёмы
работы с детьми, используемые для реализации Программы. Особое внимание уделяется
стратегии и векторам поддержки детской инициативы и самостоятельности. Освещаются
вопросы адаптации образовательного процесса и образовательной среды к индивидуальным
потребностям каждого ребёнка, специфика образовательных мероприятий различных типов и
культурных практик, позволяющих создать целостную и эффективную систему развития и
воспитания детей.
В Программе предусмотрены вариативные культурные практики, стремящиеся к
достижению воспитательно-образовательных задач. В дошкольном учреждении действуют два
важных сообщества, направленных на развитие детей и формирование ответственного
отношения к миру. Первое – это команда юных помощников инспекторов движения (ЮПИД
ДОУ) «Новое поколение», чья миссия – воспитание будущих ответственных участников
дорожного движения, формирование у сверстников и взрослого населения культуры
безопасного поведения на дорогах. Второе – это отряд «Юные Эколята – дошколята»,
призванный привить любовь к природе и понимание важности её сохранения, активно
осваивающие и, что немало важно, транслирующие в общество принципы бережного
отношения к природе.
В дополнение реализации Программы в дошкольной организации реализуется
долгосрочный проект «Музейно-образовательное пространство дошкольного образовательного

учреждения как средство повышения познавательной
патриотического и духовного развития дошкольников».

активности,

нравственно-

В основной части и части образовательной деятельности Программы, формируемой
участниками образовательного процесса, в целях конкретизации и развития задач реализации
Программы, МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка применяет разнообразные технологические
решения, педагогические формы, методические приёмы, учебные пособия и
специализированную литературу образовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и
следующих парциальных программ, которые расширяют задачи и содержание ФОП ДО и
соответствуют требованиям ФГОС:
 Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я,
Ты, Мы» О. М. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
 Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой,
О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.


Программа «Юный эколог»: 3–7 лет С. Н. Николаевой.

 Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой.
 Программа эмоционального развития детей 4-6 лет «Давайте жить дружно»
С. В. Крюковой.
 Программа
Л. В. Куцаковой.

«Конструирование

и

художественный

труд

в

детском

саду»

Образовательная деятельность в рамках реализации Программы проектируется с учётом
региональных и муниципальными этнопсихологических особенностей с включением тем,
связанных с изучением климатических и сезонных изменений природы Донского края,
особенностями растительного и животного мира Ростовской области. В содержательный
компонент вариативной части Программы включены следующие региональные парциальные
программы дошкольного образования
 Региональная программа «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, Н. А. Платохиной,
О. Л. Ведмедь.
 Региональная программа по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма «Приключения Светофора».
Содержательный раздел раскрывает аспекты взаимодействия педагогического коллектива
с семьями обучающихся дошкольного возраста, основанного на принципах доверия,
взаимоуважения и доброжелательности всех участников образовательных отношений.
Включает обеспечение психолого-педагогической поддержки и применение индивидуальнодифференцированного подхода к семьям, повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и
дошкольного возрастов. Подчёркивает важность единства подходов к воспитанию и обучению
детей в условиях дошкольного учреждения и семьи, признавая приоритетную роль семьи в
воспитании, обучении и всестороннем развитии ребёнка и формируя активную родительскую
позицию. Акцентирует внимание на повышении и укреплении воспитательного потенциала
семьи через различные формы взаимодействия и образовательные инициативы, включая
родительское просвещение, направленные на расширение педагогической культуры родителей
обучающихся.
В МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка используются традиционные формы работы с
родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, совместные праздники, досуги,
спортивные мероприятия и прочие формы активности. В основе системы взаимодействия
дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип эффективного и

позитивного сотрудничества.
Специфика современной жизни требует всестороннее и оперативное внедрение
информационно-коммуникационных технологий во взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с родителями обучающихся активно используются официальные веб-порталы в
коммуникационной сети Интернет: сайт образовательной организации, госпаблики –
официальные страницы учреждения и её структурных подразделений (групп) в социальных
сетях «ОК» и «ВК».
Совместные усилия родителей и детского сада – залог счастливого и гармоничного
развития детей. Имея в качестве ориентира поставленную в Программе цель, на базе детского
сада действуют три важные родительские структуры:
 Совет родителей: площадка для обсуждения и решения общих вопросов.
 Родительский клуб «Свет Добра»: объединение родителей для организации добрых дел и
мероприятий.
 Инициативная группа «Родительский патруль»: команда родителей, отвечающая за
безопасность и порядок.
В Содержательном разделе определены векторы и задачи коррекционно-развивающей
работы с детьми дошкольного возраста различных целевых групп. Отражены комплекс мер по
психолого-педагогическому сопровождению, коррекции нарушений развития у различных
категорий детей с трудностями, обусловленными различными причинами, включая детей с
ООП и «группы риска», в том числе детей с трудностями освоения Программы, развитии и
социализации, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении
(безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также
мониторинг динамики их развития, оказание им индивидуально ориентированной
квалифицированной психолого-педагогической помощи с учётом особенностей их
психического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей в
соответствии с рекомендациями ПМПК, в том числе специальный инструментарий,
применяемый для реализации образовательных и воспитательных целей в рамках
образовательного процесса. Коррекционно-развивающая работа детского сада содействует
поиску и отбору одарённых обучающихся, их творческому развитию. Коррекционноразвивающая работа организуется по обоснованному запросу педагогов и родителей (законных
представителей), на основании результатов психологической диагностики, либо на основании
рекомендаций ПМПК города Донецка.
В МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка созданы специальные условия для
профессиональной коррекции речевых нарушений детей, их разностороннего развития в
рамках реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для детей с общим недоразвитием речи и тяжёлыми нарушениями речи, которая разработана с
учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Кроме того, в МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка дошкольное образование
предоставляется детям с ограниченными возможностями здоровья с другими категориями
нарушения развития (ребёнок-инвалид) в группах комбинированной и компенсирующей
направленности на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для детей с ОВЗ с учётом индивидуальных физических и психических
особенностей детей.
Воспитание детей отражено в Рабочей программе воспитания, которая является
компонентом Программы и призвана помочь всем участникам образовательных отношений
реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности, обеспечивает духовнонравственное развитие личности детей с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей. Рабочая программа воспитания раскрывает

задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая нравственные ориентиры,
общероссийскую гражданскую идентичность, единое культурное пространство страны и
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе, уникальность и самобытность духовного, исторического и культурного развития
многонационального народа России, передаваемые из поколения в поколение.
Реализация цели и задач Программы осуществляется в рамках нескольких направлений
воспитательной работы дошкольного учреждения, формирование которых в совокупности
обеспечивает полноценное и гармоничное развитие личности детей на протяжении всего
периода дошкольного образования в МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка (от 1 года 5 месяцев
до 7 лет).
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа воспитания МБДОУ детского сада № 7 г. Донецка ориентирована не на
обеспечение соответствия личности ребёнка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности посредством тесного сотрудничества детсковзрослого сообщества, что является важным фактором успеха в достижении цели.
Вариативная часть Программы воспитания разработана с учётом специфики
географического расположения Ростовской области, климатических особенностей как южного
региона России, времени начала и окончания сезонных явлений (листопад, выпадение снега и
другие), интенсивности их протекания, состава флоры и фауны.
Донской край – колоритный и многонациональный регион, насчитывающий
тысячелетнюю историю. Ростовской области принадлежит обширная территория, покрытая
преимущественно степями. Регион имеет пресные водоёмы и выход к морю. Ростовская область
развивается как технологический центр юга России. Важную роль в структуре экономики
играет сельское хозяйство. Регион богат минеральными ресурсами, такими как уголь, руды и
нефть. Земля донских казаков отличается разнообразием флоры и фауны. В Ростовской области
обитает большое количество птиц, воды её богаты рыбой.
Вариативная часть Рабочей программы воспитания направлена на сохранение,
расширение, обогащение донских казачьих культурных традиций, ознакомление дошкольников
с произведениями устного народного творчества, героями мифов и эпоса, малыми
фольклорными формами (сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорка и т.п.),
образцами декоративно-прикладного искусства, национальными костюмами, особенностями
организации жилища и быта, праздниками и традициями, играми народов, живущих на Донской
земле.
Кроме того, Рабочая программа воспитания знакомит обучающихся с историей и
особенностями родного города, так как сведения краеведческого характера более близки и
понятны детям. Использование местного краеведческого контента в образовательной
деятельности дошкольного учреждения является важным инструментом в развитии
исторического сознания у детей дошкольного возраста и их успешной социализации в
обществе.
История города Донецка богата и разнообразна. Донецк – город областного подчинения с
1951 года – расположен на реке Северский Донец, откуда и его название. Он вырос на месте
казачьей станицы Гундоровской, основанной в 1681 году теми, кто покинул родину Степана
Разина. Станица была названа так потому, что в своё время здесь было много «гундеров» – так
именовали унтер-офицеров казачьих воинских частей. Дончане гордятся трудовыми и ратными
подвигами своих земляков. Дошкольники знакомятся с людьми, которые своим боевыми

заслугами и самоотверженным трудом прославили донецкую землю:
Преследуя цель оптимизации современного воспитательного процесса и достижения его
наивысшей результативности, а также содействуя развитию инноваций в сфере воспитательной
работы, на базе МБДОУ детского сада № 7 г. Донецка как инновационной площадки
Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Института изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (приказ от 18.01.2023)
реализуется тематическое направление «Эффективные технологии социально-педагогического
сопровождения семейного воспитания и формирования ценностных ориентаций» и творческий
проект «Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей и укрепление
семейных ценностей» в рамках муниципальной программы развития воспитания (приказ МУ
ОО администрации г. Донецка «О присвоении статуса инновационной площадки МБДОУ
детскому саду № 7 г. Донецка от 02.03.2023 № 3).
МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка активно взаимодействует с ближайшими
образовательными и социальными институтами, в числе которых общеобразовательная школа
№ 18, гимназия № 12 имени М. А. Шолохова и Центр социально-психологической
реабилитации для детей «Родничок» города Донецка.
Благодаря близкому расположению парка, детской музыкальной школы, библиотек и
городского краеведческого музея, учреждение имеет возможность привлекать данные
организации в рамках социально-педагогического партнёрства для реализации различных
направлений воспитательной работы и социальной адаптации воспитанников. Активное
взаимодействие с перечисленными организациями расширяет образовательное пространство и
обеспечивает более комплексный подход к развитию детей.

Организационный раздел содержит описание условий реализации образовательной

деятельности, необходимых для достижения целей Программы. Определены психологопедагогические и кадровые условия, специфика организации образовательной деятельности и
обустройства предметно-пространственной среды, включая материально-техническое
обеспечение, необходимые методические материалы, а также средства обучения и воспитания,
предусмотренные Программой и утверждённые Министерством просвещения Российской
Федерации.
С учётом реализации Программы в дошкольном учреждении созданы материальнотехнические условия, в том числе оснащённость помещений различными организационными
моделями и формами развивающей предметно-пространственной среды, доступная
инфраструктура пространства детского сада, группы, а также прилегающей территории,
приспособленной для реализации Программы, мебель, оборудования и инвентарь, учебнометодические материалы, предметное и техническое оснащения, электронные образовательные
ресурсы и средства обучения и воспитания, оборудование для охраны и укрепления здоровья
детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой
деятельности детей и культурных практик (в соответствии с ФОП ДО), а также для хранения
игр и материалов (стеллажи, шкафы, столы, полки, модули и т.п.) для всей групповой ячейки,
обеспечивающее присмотр и ухода, а также безопасность развития детей дошкольного возраста
в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечивающих максимальную
реализацию образовательного потенциала дошкольной образовательной организации.
Предметы и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют
отличительные признаки, соответствующие реализуемой Программе. Расположение мебели,
игрового и другого оборудования в групповых ячейках отвечает требованиям техники
безопасности,
санитарно-гигиеническим
нормам,
физиологии
детей,
принципам
функционального комфорта и позволяет детям свободно перемещаться. Каждая возрастная
группа имеет свои центры детской активности, содержащие развивающие и дидактические
игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации
разных видов деятельности детей.

Наличие материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность учреждения
методическими материалами и средствами обучения и воспитания представлены учебными
изданиями и методической литературой образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой),
соответствующей ФГОС ДО.
Кроме того, в раздел включены перечни рекомендованной художественной литературы,
произведений изобразительного искусства, репертуар музыкальных произведений, а также
описание характерных традиционных событий, праздничных мероприятий и других форм
досуговой деятельности.
разделе представлены режим и распорядок дня в
дошкольных группах, установленные с учётом требований санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», календарный план
воспитательной работы.
В

Организационном

Представленные в Программе режим дня, особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий и организации развивающей предметно-пространственной среды
повышают степень её технологичности.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольного
образовательного учреждения совместно с семьёй стремятся сделать счастливым детство
каждого ребёнка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР 2024-2026

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».