Аннотация образовательной программы дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 7 муниципального образования «город Донецк»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7
муниципального образования «город Донецк» Ростовской области (далее – МБДОУ детский сад
№ 7 г. Донецка) осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, в том числе адаптированным образовательным программам
дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (комплекс мер по организации питания и
хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и
режима дня1), а также обеспечивает их безопасность2.
Содержание дошкольного образования МБДОУ детского сада № 7 г. Донецка
определяется образовательной программой дошкольного образования муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 муниципального
образования «город Донецк» Ростовской области (далее – Программа), разработанной и
утверждённой МБДОУ детским садом № 7 г. Донецка (приказ от 23 августа 2023 г. № 75-од) в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14.11.2013 N 30384) (далее – ФГОС ДО), и Федеральной образовательной
программой дошкольного образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (Зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 28.12.2022 N 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа обеспечивает получение дошкольного образования детьми от 1 года 5 месяцев
до 7 лет, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на
основе духовно - нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций по основным образовательным направлениям: познавательному,
социально - коммуникативному, речевому, художественно - эстетическому и физическому
развитию.
МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка гарантирует успешное освоение обучающимися
планируемых образовательных результатов, поставленных в Программе, на всех этапах
дошкольного возраста, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного
развития детей, раскрытие потенциала самостоятельности и творческих способностей в
процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками посредством различных видов
деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, творческой и других направлений
активности), соответствующих возрасту.
Программа реализуется всеми группами общеразвивающей направленности на площадке
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7
муниципального образования «Город Донецк» Ростовской области на государственном языке
Российской Федерации – на русском языке, – осуществляющего образовательную деятельность
в отдельно стоящем двухэтажном здании, созданного Муниципальным учреждением Отделом
образования администрации города Донецка Ростовской области, исходя из потребностей
населения в образовательных услугах и возможностей бюджетного финансирования детского
сада, для оказания услуг и выполнения работ в целях исполнения предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав граждан на получение дошкольного
образования, действующего на основании Устава, утверждённого Заведующим муниципальным
Пункт 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2
Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
1
учреждением отделом образования администрации города Донецка Ростовской области от 13
июня 2019 г.
Образовательная деятельность ведётся по адресу: Ростовская область, город Донецк,
микрорайон 3, дом 24, – в условиях работы по пятидневной рабочей неделе (с понедельника по
пятницу), с полным 12 часовым пребыванием детей (с 7:00 часов до 19:00 часов) в
образовательном учреждении, круглогодичным календарным временем посещения, с
выходными днями – субботой и воскресеньем – и праздничными днями, установленными
законодательством Российской Федерации.
МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка не имеет извлечения прибыли в качестве основной
цели своей деятельности. Дошкольная образовательная организация филиалов и
представительств не имеет.
МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка обеспечивает все необходимые условия безопасности
воспитанников и сотрудников, антитеррористическую защищённость объекта (территории) в
соответствии с присвоенной четвёртой категорией опасности3, санитарные и гигиенические
требования4.
Программа определяет базовые объём и содержание дошкольного образования,
осваиваемые обучающимися и единые для Российской Федерации, цель и задачи, планируемые
результаты её освоения в виде целевых ориентиров дошкольного образования на материалах
широкого спектра федеральной и парциальных образовательных программ дошкольного
образования. Раскрывает организацию образовательного процесса в соответствии с
направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях, проектирует социальные
ситуации развития ребёнка и развивающую предметно-пространственную среду,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей
через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы
активности. Содержание и планируемые результаты образовательной программы МБДОУ
детского сада № 7 г. Донецка соответствуют содержанию и планируемым результатам
Федеральной программы дошкольного образования5 и реализует принципы Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа способствует развитию и образованию детей дошкольного возраста в качестве
полноправных граждан Российской Федерации, формируя фундамент их гражданской и
культурной идентичности посредством адаптированного образовательного контента,
доступных средств и инструментов, соответствующих возрасту. Приобщает детей к
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа,
воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины.
Основываясь на традиционных российских духовно-нравственных ценностях,
организация и осуществление образовательной деятельности по Программе предполагает
приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, достоинства, свободного
развития личности, воспитание взаимопомощи и взаимоуважения, трудолюбия (созидательный
труд), гражданственности, патриотизма, служения Отечеству и ответственности за его судьбу,
высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, гуманизма, милосердия, справедливости,
Пункт 13 «Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства
просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2
августа 2019 г. N 1006 (изменён с 13 марта 2022 г. постановлением Правительства Российской Федерации от
05.03.2022 N 289).
3
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28, действующим до 1 января 2027 г.
4
Пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ).
5
коллективизма и взаимоуважения, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования, исторической памяти и
преемственности поколений, единства народов России6.
Программа направлена на создание единого образовательного и воспитательного
пространства для детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества, идентичного на всей территории
Российской Федерации и обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям)
равные, качественные условия дошкольного образования для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства, вне зависимости от места жительства, пола, нации,
языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья), являясь основой для преемственности уровней
дошкольного и начального общего образования, их целей, задач и содержания, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней, служащей фундаментом для
непрерывности образовательного процесса, что повышает эффективность обучения.
Программа нацелена на формирование общей культуры, развитие социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических и личностных качеств,
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, их
эмоционального благополучия, приоритет ценностей здорового образа жизни. Создаёт условия
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,
склонностями и опытом, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, для поддержки
детской инициативы и желания заниматься определённым видом деятельности,
самостоятельности, ответственности и творчества при выборе содержания деятельности,
принятия детьми решений, выражения своих мыслей и чувств, обеспечивает оказание
недирективной помощи обучающимся. Программа предусматривает целостное решение
образовательных задач на основе базовых принципов ФГОС ДО в образовательном
пространстве детского сада не только в рамках образовательной деятельности, но и в
совместной деятельности взрослых и детей в различных направлениях, в процессе всей его
жизнедеятельности с использованием образовательного потенциала режимных моментов и
распорядке дня, предусматривающем рациональное чередование отрезков сна и бодрствования
в соответствии с физиологическими обоснованиями.
Программа осуществляет просветительскую деятельность вне учебного процесса,
направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных
установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития ребёнка, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов7.
Программа ориентирована на специфику национальных, культурно-исторических,
социокультурных, природно-климатических, социально-экономических, экологических,
демографических, этнокультурных и иных условий, в том числе региональных и местных
этнопсихологических
(муниципальных)
особенностей,
в
которых
осуществляется
образовательная деятельность; сложившиеся традиции и особенности образовательного
учреждения; учёт возрастных особенностей детей всех групп обучающихся, уровень их
развития и особенности разных видов деятельности и культурных практик, поддержку детской
инициативы; выбор парциальных образовательных программ, вариативных форм, способов и
методов организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
специфики потребностей и интересов детей с учётом индивидуальных особенностей и
Пункт 5 «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей», утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809.
7
Пункт 35 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (введён Федеральным законом от 05.04.2021 N 85-ФЗ).
6
состояния здоровья обучающихся, возможностям педагогического коллектива и дошкольного
учреждения, а также запросам и взаимодействию с родителями (законными представителями), с
участниками сетевого взаимодействия и предпочтению других участников образовательной
отношений, включая обеспечение коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) и/или
инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее – ООП) различных целевых групп (категорий детей), в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого
культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный
подход к развитию личности в природе и обществе, педагогическую антропологию, педагогику
достоинства и педагогику сотрудничества. Программа направлена на создание социальных
ситуаций развития дошкольников, развивающей предметно-пространственной среды,
открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, формирования у него доверия к
миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, мотивацию и поддержку
инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных видов деятельности
(игрой, познавательной, исследовательской, творческой и других форм активности) в
соответствии с возрастом и в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на
обеспечение здоровья и безопасности детей. Обеспечивает психолого-педагогическую поддержку
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между участниками
образовательного процесса, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов,
способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и
убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребёнка, формирование и развитие
личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Программа формирует социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, предусматривает
тесное сотрудничество с разными субъектами образовательных отношений с максимальным
привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их
ресурсов и строится на принципах дошкольного образования, закреплённых в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный,
в каждом из которых отражается обязательная часть (составляет не менее 60%) и часть,
формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть – составляет не
более 40%). В Программе также представлены рабочая программа воспитания и календарный
план воспитательной работы. В составе образовательной Программы также представлены
рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
В Целевом разделе Программы формулируются её главные цели и конкретные задачи,
а также ключевые принципы и подходы, методологические ориентиры, определяющие процесс
её формирования и реализации. Описываются планируемые результаты освоения Программы в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики потенциальных достижений ребёнка в раннем и
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы. Содержит
информацию о методах педагогической диагностики достижения планируемых результатов на
всех этапах дошкольного возраста, позволяющих отслеживать динамику развития каждого
ребёнка, при необходимости проектировать и корректировать индивидуальную
образовательную траекторию и осуществлять профессиональную коррекцию особенностей его
развития, а также комплексные методы оценки, направленные на повышение качества
дошкольного образования в рамках Программы.
В МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка педагогическая диагностика проводится на
начальном этапе освоения ребёнком Программы вне зависимости от времени его поступления в
дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения Программы его
возрастной группой (итоговая диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе
учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов
стартовой и итоговой диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития
ребёнка.
Для осуществления педагогической оценки индивидуального развития детей в рамках
реализации Программы, МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка применяет методические
разработки Н. В. Верещагиной, посвящённые оцениванию развития детей в возрасте от 2 до 7
лет. Данные материалы служат инструментом для анализа и отслеживания динамики развития
каждого ребёнка.
Опираясь на итоги педагогической оценки и стремясь к совершенствованию
образовательного процесса, педагог целенаправленно и систематически проектирует
(корректирует) взаимодействие с воспитанниками, создаёт развивающую предметнопространственную среду, стимулирующую творческую активность обучающихся, а также
разрабатывает персонализированные образовательные траектории освоения Программы для
каждого ребёнка
В МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка осуществляется психологическое обследование
развития воспитанников. Данная процедура ориентирована на обнаружение, исследование и
анализ индивидуальных психологических характеристик детей, а также определение факторов,
обуславливающих сложности в усвоении образовательной Программы. Целью диагностики
является определение траектории индивидуального развития каждого ребёнка и своевременное
оказание необходимой психолого-педагогической поддержки. Проведение указанной
диагностики обеспечивается квалифицированными специалистами, включая педагогапсихолога или психолога.
Содержательный
раздел
Программы детализирует задачи и содержание
образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие личности детей в
рамках пяти ключевых образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся:
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое,
физическое развитие, принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности
каждого ребёнка в различных видах деятельности.
В данном разделе представлены формы, подходы и инструменты, методики и приёмы
работы с детьми, используемые для реализации Программы. Особое внимание уделяется
стратегии и векторам поддержки детской инициативы и самостоятельности. Освещаются
вопросы адаптации образовательного процесса и образовательной среды к индивидуальным
потребностям каждого ребёнка, специфика образовательных мероприятий различных типов и
культурных практик, позволяющих создать целостную и эффективную систему развития и
воспитания детей.
В Программе предусмотрены вариативные культурные практики, стремящиеся к
достижению воспитательно-образовательных задач. В дошкольном учреждении действуют два
важных сообщества, направленных на развитие детей и формирование ответственного
отношения к миру. Первое – это команда юных помощников инспекторов движения (ЮПИД
ДОУ) «Новое поколение», чья миссия – воспитание будущих ответственных участников
дорожного движения, формирование у сверстников и взрослого населения культуры
безопасного поведения на дорогах. Второе – это отряд «Юные Эколята – дошколята»,
призванный привить любовь к природе и понимание важности её сохранения, активно
осваивающие и, что немало важно, транслирующие в общество принципы бережного
отношения к природе.
В дополнение реализации Программы в дошкольной организации реализуется
долгосрочный проект «Музейно-образовательное пространство дошкольного образовательного
учреждения как средство повышения познавательной
патриотического и духовного развития дошкольников».
активности,
нравственно-
В основной части и части образовательной деятельности Программы, формируемой
участниками образовательного процесса, в целях конкретизации и развития задач реализации
Программы, МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка применяет разнообразные технологические
решения, педагогические формы, методические приёмы, учебные пособия и
специализированную литературу образовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и
следующих парциальных программ, которые расширяют задачи и содержание ФОП ДО и
соответствуют требованиям ФГОС:
Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я,
Ты, Мы» О. М. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой,
О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
Программа «Юный эколог»: 3–7 лет С. Н. Николаевой.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой.
Программа эмоционального развития детей 4-6 лет «Давайте жить дружно»
С. В. Крюковой.
Программа
Л. В. Куцаковой.
«Конструирование
и
художественный
труд
в
детском
саду»
Образовательная деятельность в рамках реализации Программы проектируется с учётом
региональных и муниципальными этнопсихологических особенностей с включением тем,
связанных с изучением климатических и сезонных изменений природы Донского края,
особенностями растительного и животного мира Ростовской области. В содержательный
компонент вариативной части Программы включены следующие региональные парциальные
программы дошкольного образования
Региональная программа «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, Н. А. Платохиной,
О. Л. Ведмедь.
Региональная программа по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма «Приключения Светофора».
Содержательный раздел раскрывает аспекты взаимодействия педагогического коллектива
с семьями обучающихся дошкольного возраста, основанного на принципах доверия,
взаимоуважения и доброжелательности всех участников образовательных отношений.
Включает обеспечение психолого-педагогической поддержки и применение индивидуальнодифференцированного подхода к семьям, повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и
дошкольного возрастов. Подчёркивает важность единства подходов к воспитанию и обучению
детей в условиях дошкольного учреждения и семьи, признавая приоритетную роль семьи в
воспитании, обучении и всестороннем развитии ребёнка и формируя активную родительскую
позицию. Акцентирует внимание на повышении и укреплении воспитательного потенциала
семьи через различные формы взаимодействия и образовательные инициативы, включая
родительское просвещение, направленные на расширение педагогической культуры родителей
обучающихся.
В МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка используются традиционные формы работы с
родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, совместные праздники, досуги,
спортивные мероприятия и прочие формы активности. В основе системы взаимодействия
дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип эффективного и
позитивного сотрудничества.
Специфика современной жизни требует всестороннее и оперативное внедрение
информационно-коммуникационных технологий во взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с родителями обучающихся активно используются официальные веб-порталы в
коммуникационной сети Интернет: сайт образовательной организации, госпаблики –
официальные страницы учреждения и её структурных подразделений (групп) в социальных
сетях «ОК» и «ВК».
Совместные усилия родителей и детского сада – залог счастливого и гармоничного
развития детей. Имея в качестве ориентира поставленную в Программе цель, на базе детского
сада действуют три важные родительские структуры:
Совет родителей: площадка для обсуждения и решения общих вопросов.
Родительский клуб «Свет Добра»: объединение родителей для организации добрых дел и
мероприятий.
Инициативная группа «Родительский патруль»: команда родителей, отвечающая за
безопасность и порядок.
В Содержательном разделе определены векторы и задачи коррекционно-развивающей
работы с детьми дошкольного возраста различных целевых групп. Отражены комплекс мер по
психолого-педагогическому сопровождению, коррекции нарушений развития у различных
категорий детей с трудностями, обусловленными различными причинами, включая детей с
ООП и «группы риска», в том числе детей с трудностями освоения Программы, развитии и
социализации, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении
(безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также
мониторинг динамики их развития, оказание им индивидуально ориентированной
квалифицированной психолого-педагогической помощи с учётом особенностей их
психического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей в
соответствии с рекомендациями ПМПК, в том числе специальный инструментарий,
применяемый для реализации образовательных и воспитательных целей в рамках
образовательного процесса. Коррекционно-развивающая работа детского сада содействует
поиску и отбору одарённых обучающихся, их творческому развитию. Коррекционноразвивающая работа организуется по обоснованному запросу педагогов и родителей (законных
представителей), на основании результатов психологической диагностики, либо на основании
рекомендаций ПМПК города Донецка.
В МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка созданы специальные условия для
профессиональной коррекции речевых нарушений детей, их разностороннего развития в
рамках реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для детей с общим недоразвитием речи и тяжёлыми нарушениями речи, которая разработана с
учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Кроме того, в МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка дошкольное образование
предоставляется детям с ограниченными возможностями здоровья с другими категориями
нарушения развития (ребёнок-инвалид) в группах комбинированной и компенсирующей
направленности на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для детей с ОВЗ с учётом индивидуальных физических и психических
особенностей детей.
Воспитание детей отражено в Рабочей программе воспитания, которая является
компонентом Программы и призвана помочь всем участникам образовательных отношений
реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности, обеспечивает духовнонравственное развитие личности детей с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей. Рабочая программа воспитания раскрывает
задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая нравственные ориентиры,
общероссийскую гражданскую идентичность, единое культурное пространство страны и
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе, уникальность и самобытность духовного, исторического и культурного развития
многонационального народа России, передаваемые из поколения в поколение.
Реализация цели и задач Программы осуществляется в рамках нескольких направлений
воспитательной работы дошкольного учреждения, формирование которых в совокупности
обеспечивает полноценное и гармоничное развитие личности детей на протяжении всего
периода дошкольного образования в МБДОУ детском саду № 7 г. Донецка (от 1 года 5 месяцев
до 7 лет).
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа воспитания МБДОУ детского сада № 7 г. Донецка ориентирована не на
обеспечение соответствия личности ребёнка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности посредством тесного сотрудничества детсковзрослого сообщества, что является важным фактором успеха в достижении цели.
Вариативная часть Программы воспитания разработана с учётом специфики
географического расположения Ростовской области, климатических особенностей как южного
региона России, времени начала и окончания сезонных явлений (листопад, выпадение снега и
другие), интенсивности их протекания, состава флоры и фауны.
Донской край – колоритный и многонациональный регион, насчитывающий
тысячелетнюю историю. Ростовской области принадлежит обширная территория, покрытая
преимущественно степями. Регион имеет пресные водоёмы и выход к морю. Ростовская область
развивается как технологический центр юга России. Важную роль в структуре экономики
играет сельское хозяйство. Регион богат минеральными ресурсами, такими как уголь, руды и
нефть. Земля донских казаков отличается разнообразием флоры и фауны. В Ростовской области
обитает большое количество птиц, воды её богаты рыбой.
Вариативная часть Рабочей программы воспитания направлена на сохранение,
расширение, обогащение донских казачьих культурных традиций, ознакомление дошкольников
с произведениями устного народного творчества, героями мифов и эпоса, малыми
фольклорными формами (сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорка и т.п.),
образцами декоративно-прикладного искусства, национальными костюмами, особенностями
организации жилища и быта, праздниками и традициями, играми народов, живущих на Донской
земле.
Кроме того, Рабочая программа воспитания знакомит обучающихся с историей и
особенностями родного города, так как сведения краеведческого характера более близки и
понятны детям. Использование местного краеведческого контента в образовательной
деятельности дошкольного учреждения является важным инструментом в развитии
исторического сознания у детей дошкольного возраста и их успешной социализации в
обществе.
История города Донецка богата и разнообразна. Донецк – город областного подчинения с
1951 года – расположен на реке Северский Донец, откуда и его название. Он вырос на месте
казачьей станицы Гундоровской, основанной в 1681 году теми, кто покинул родину Степана
Разина. Станица была названа так потому, что в своё время здесь было много «гундеров» – так
именовали унтер-офицеров казачьих воинских частей. Дончане гордятся трудовыми и ратными
подвигами своих земляков. Дошкольники знакомятся с людьми, которые своим боевыми
заслугами и самоотверженным трудом прославили донецкую землю:
Преследуя цель оптимизации современного воспитательного процесса и достижения его
наивысшей результативности, а также содействуя развитию инноваций в сфере воспитательной
работы, на базе МБДОУ детского сада № 7 г. Донецка как инновационной площадки
Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Института изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (приказ от 18.01.2023)
реализуется тематическое направление «Эффективные технологии социально-педагогического
сопровождения семейного воспитания и формирования ценностных ориентаций» и творческий
проект «Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей и укрепление
семейных ценностей» в рамках муниципальной программы развития воспитания (приказ МУ
ОО администрации г. Донецка «О присвоении статуса инновационной площадки МБДОУ
детскому саду № 7 г. Донецка от 02.03.2023 № 3).
МБДОУ детский сад № 7 г. Донецка активно взаимодействует с ближайшими
образовательными и социальными институтами, в числе которых общеобразовательная школа
№ 18, гимназия № 12 имени М. А. Шолохова и Центр социально-психологической
реабилитации для детей «Родничок» города Донецка.
Благодаря близкому расположению парка, детской музыкальной школы, библиотек и
городского краеведческого музея, учреждение имеет возможность привлекать данные
организации в рамках социально-педагогического партнёрства для реализации различных
направлений воспитательной работы и социальной адаптации воспитанников. Активное
взаимодействие с перечисленными организациями расширяет образовательное пространство и
обеспечивает более комплексный подход к развитию детей.
Организационный раздел содержит описание условий реализации образовательной
деятельности, необходимых для достижения целей Программы. Определены психологопедагогические и кадровые условия, специфика организации образовательной деятельности и
обустройства предметно-пространственной среды, включая материально-техническое
обеспечение, необходимые методические материалы, а также средства обучения и воспитания,
предусмотренные Программой и утверждённые Министерством просвещения Российской
Федерации.
С учётом реализации Программы в дошкольном учреждении созданы материальнотехнические условия, в том числе оснащённость помещений различными организационными
моделями и формами развивающей предметно-пространственной среды, доступная
инфраструктура пространства детского сада, группы, а также прилегающей территории,
приспособленной для реализации Программы, мебель, оборудования и инвентарь, учебнометодические материалы, предметное и техническое оснащения, электронные образовательные
ресурсы и средства обучения и воспитания, оборудование для охраны и укрепления здоровья
детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой
деятельности детей и культурных практик (в соответствии с ФОП ДО), а также для хранения
игр и материалов (стеллажи, шкафы, столы, полки, модули и т.п.) для всей групповой ячейки,
обеспечивающее присмотр и ухода, а также безопасность развития детей дошкольного возраста
в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечивающих максимальную
реализацию образовательного потенциала дошкольной образовательной организации.
Предметы и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют
отличительные признаки, соответствующие реализуемой Программе. Расположение мебели,
игрового и другого оборудования в групповых ячейках отвечает требованиям техники
безопасности,
санитарно-гигиеническим
нормам,
физиологии
детей,
принципам
функционального комфорта и позволяет детям свободно перемещаться. Каждая возрастная
группа имеет свои центры детской активности, содержащие развивающие и дидактические
игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации
разных видов деятельности детей.
Наличие материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность учреждения
методическими материалами и средствами обучения и воспитания представлены учебными
изданиями и методической литературой образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой),
соответствующей ФГОС ДО.
Кроме того, в раздел включены перечни рекомендованной художественной литературы,
произведений изобразительного искусства, репертуар музыкальных произведений, а также
описание характерных традиционных событий, праздничных мероприятий и других форм
досуговой деятельности.
разделе представлены режим и распорядок дня в
дошкольных группах, установленные с учётом требований санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», календарный план
воспитательной работы.
В
Организационном
Представленные в Программе режим дня, особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий и организации развивающей предметно-пространственной среды
повышают степень её технологичности.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольного
образовательного учреждения совместно с семьёй стремятся сделать счастливым детство
каждого ребёнка.