Общая характеристика учебного плана Учебный план МБДОУ детского сада №7 г.Донецка на 2024-2026 учебный год, является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в старшей и подготовительной к школе группы для детей с ТНР. Нормативную базу учебного плана образовательного учреждения составляют: -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Департамента образования «О внедрении регионального компонента в содержание дошкольного образования»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); - Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищевой; -Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 муниципального образования «Город Донецк». Учебный план – ведущий документ детского сада, реализующий содержание образования путем определения количества и названия учебных предметов на каждую возрастную группу, последовательности чередования и количества учебных предметов в неделю. Принципами построения учебного плана являются: полнота, целостность, сбалансированность, преемственность, соответствие реальному времени, четкая осознанность. Учебный план перерабатывается и утверждается ежегодно на августовском педагогическом совете. Одной из форм работы с дошкольниками является организованная образовательная деятельность (Далее - ООД). Длительность организованной образовательной деятельности для детей старшей группы с ТНР составляет 20-25 мин и составляет объем – 17 видов ООД. Длительность организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР составляет -30 минут и составляет объем – 16 видов ООД. При организации ООД соблюдаются следующие правила: - через определенное время в каждой возрастной группе после активной интеллектуальной работы проводятся физкультурные паузы (физкультминутки) длительностью 1-2 минуты; - перерыв между занятиями не менее 10 минут; - начало учебных занятий в 9 час. 00 мин.; - ООД утверждается на педагогическом совете перед началом учебного года; - количество видов организованной образовательной деятельности соответствует «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой Учебный год в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май. Три раза в год: в сентябре, январе и мае учебного года проводится педагогическая диагностика результативности работы педагогов с воспитанниками. В старшей возрастной группе весь сентябрь, а в подготовительной к школе группе – первые три недели сентября отводятся всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы. Дети освобождаются от организованной образовательной деятельности - на период их адаптации к детскому саду; - на период проведения входной диагностики (в сентябре). По завершению этапа диагностирования начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах. Для проведения промежуточной и итоговой диагностики используются итогово-диагностические виды организованной деятельности без отмены учебной деятельности. Индивидуальная и совместная деятельность специалистов (педагогапсихолога, учителя-логопеда) с детьми организуется без нарушения длительности прогулки. Учебный план МБДОУ учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности детей и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Занятия проводятся как в 1 половину дня, так и во 2 половину дня, в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами в части продолжительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. 2 Содержание психолого-педагогической работы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: 1.Речевое развитие РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА (РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬЮ СЛОВ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА) РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ. 2.Познавательное развитие СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. 3.Художественно-эстетическое развитие ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ) ЛЕПКА, МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ПЕНИЕ, ИГРА НЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ). 4.Социально-личностное развитие ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ). СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ 5.Физическое развитие ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ). ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В процессе образовательной деятельности с дошкольниками реализуются обязательная и вариативная части адаптированной образовательной программы. Обязательная (инвариантная) часть реализуется через обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ. Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя работу по дополнительным парциальным программам, интегрированную во все разделы Программы и осуществляемую в различных видах и формах деятельности (экскурсии, целевые прогулки, чтение произведений донских и донецких писателей, художественно-творческая деятельность и др.). 3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество занятий в неделю Содержание образовательной области Старшая группа компенсирующей направленности Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности Основная часть адаптированной образовательной программы Познавательное развитие 1 Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром: живой мир Ознакомление с окружающим миром: предметный мир Конструктивно-модельная деятельность 2 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 1 Речевое развитие Восприятие художественной литературы 2 Подгрупповые логопедические занятия (в 4 ходе которых реализуется развитие речи, как раздел образовательной программы) Художественно – эстетическое развитие Рисование 2 1 раз в 2 недели Лепка Аппликация 1 раз в 2 недели Музыка 2 Физическое развитие Физическая культура в помещении 2 Приобщение к здоровому образу жизни, 1 физическая культура на улице ИТОГО 17 Не входят в сетку занятий: Индивидуальные логопедические занятия 2-3 Индивидуальные занятия с педагогом3 психологом, воспитателем 1 4 1 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 2 1 16 2-3 3 Максимально допустимый объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах воспитательно-образовательной работы Старшая группа Подготовительная к Содержание Длительность условного учебного часа (мин /час) Объём образовательной нагрузки в неделю (кол/час) Объём образовательной нагрузки в год (кол/ час) компенсирующей направленности школе группа компенсирующей направленности 20 мин/ 0.3 ч. 30 мин/ 0.5 ч. 17 / 5,7 ч. 16/ 8 ч. 663/ 222,3 ч. 624/ 312 ч 4 5