Наиболее
популярные вопросы родителей
Могут ли родители исправить речь ребёнка самостоятельно?
И да, и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные
проблемы с речью - по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и
специальное оборудование. Например, для постановки звуков, которые
ребенок не произносит, используются постановочные логопедические
зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Иногда
бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука,
чтобы получить положительный эффект.
В других случаях предварительно необходимо развить
артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если,
несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился
правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие
попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у
ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для
детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания
и основа последующего речевого развития.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы,
гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит,
чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование
правильного произношения), стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой
как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять
перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция –
автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие
обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не
будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе
с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе
попробуем».
Родители, помните!
Проводите артикуляционную гимнастику надо эмоционально, в игровой форме
Ребенок должен ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия
Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия,
поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два –
три раза в день по 5 – 7 минут
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, в хорошо проветренном помещении
Что необходимо выполнять дома?
Обязательно соблюдать рекомендации учителя - логопеда:
выполнять артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику;
многократно проговаривать речевой материал, предоставленный логопедом,
заучивать стихотворения;
родители должны участвовать во всех этапах коррекционной
логопедической работы, помогая тем самым ребёнку быстрее и легче осваивать
логопедические занятия;
выполнять домашнее задание, задаваемое учителем - логопедом
Занятия с учителем - логопедом рекомендуется проводить систематически,
желательно не менее 2 раз в неделю, а также практиковать ежедневные
кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с
учителем - логопедом, и по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив
их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть.
Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую
работу.
Что
используется на занятии?
логопедический альбом, картинки, материалы для диагностики произношения
звуков; зеркало;
шарики, мыльные пузыри, вата, ветерок для дыхательной гимнастики;
набор логопедических инструментов (шпатели, зонды, щётки) для постановки
звуков
карточки, книги, пособия для автоматизации звуков в речи;
литература, используемая в процессе логопедических занятий
Возрастные нормы развития речи – это важно знать!
Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все
мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития
ребенка.
Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью
для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что
относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем
они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как
протекает речевая
деятельность вашего ребёнка.
Период младенчества.
Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной
формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная
потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется
избирательное внимание к речи окружающих.
В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление.
Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к
произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания
речи, малыш учится управлять интонацией.
В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов:
"дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".
К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации
малыш выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Появляется
несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова,
состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя",
бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.…
Уже на первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка
помогает определить, существуют ли основания для беспокойства:
- Ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление;
- Не формируется избирательное внимание к речи окружающих;
- Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение
простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий;
- Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.
После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше
произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит,
указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать.
К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые
инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам.
Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех
слов.
У большинства детей к празднованию второго дня рождения или
несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро
увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет
300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и
другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах,
предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь
становится основным средством общения.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают
(5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них
увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется
стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова.
К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать
независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом
поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок
начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь
ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает
использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части
речи и строит полные грамматически оформленные предложения.
Основания для беспокойства:
- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для
ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но
не долее полугода после появления первых трех-пяти слов).
- При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть
вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека
— девочка, пику — купи, пэха — хлеб.
- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено,
например: Аня хочет нет — Я не хочу.
- Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением
"Я".
- Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся
с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по,
до, вместо, после,союзы что, куда, сколько. Словарный запас
1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные
понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки. Исчезает
смягченное произношение согласных.
К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до
2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда",
"овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг
предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются
пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные
незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи.
Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в
речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до
3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые
словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются
грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот
период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова
на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом
развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие
психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его
успешного обучения в школе.
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:
• Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование
звуков, пропуски, замена звуков
• Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки
слогов в слове
• Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание
значение и смысла слов
• Неправильное грамматическое оформления высказывания.
• Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного
связного высказывания
• Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный
темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование
(послоговое произнесение) слов.
Уважаемые родители!
В данной теме представлены показатели развития речи в разные
возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты
при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные
нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не
значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш
неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как
родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости
вовремя оказать ему нужную помощь.