1. Пояснительная записка. 1.1. Учебный план МБДОУ детского сада №7 г. Донецка на 2022 – 2023 учебный год (далее – Учебный план) является локальным нормативным документом. 1.2. Учебный план определяет перечень, трудоемкость (объем образовательной нагрузки с распределением времени), последовательность и распределение по периодам обучения (возрастным группам) учебных компонентов, а также различных форм образовательной деятельности и культурных практик в самостоятельной деятельности детей. 1.3. Учебный план является составной частью Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада №7 г. Донецка. 1.4. Учебный план разработан в соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012года №273Ф3); Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155; зарегистрированным 14 ноября 2013г. per. № 30384 Министерство юстиции РФ); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г (ред.от 21.01.2019г.) Приказ Министерства образования и наук РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013г., per. №30038); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)» от 30.06.2020 N 16 Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.200г. №65/23- 16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». СанПиН 1.2.3685-21 (табл.6.6 (продолжительность занятий), табл.6.7 (продолжительность дневного сна). Инструктивно - методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/2316. Уставом МБДОУ детского сада №7 г. Донецка. 1.5. При составлении Учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, взаимодополняющий характер развития детей во всех пяти образовательных областях; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, обеспечивающий развитие детей одновременно в разных областях с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей; комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности, в основу которого положена идея интеграции содержания образовательных областей вокруг единой образовательной темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей; выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, памятные даты, праздники, традиции Детского сада); принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, в основе которого лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, являющихся составной частью общей духовной культуры народа. 2. Общая характеристика Учебного плана 2.1. Учебный план соответствует Уставу и виду МБДОУ детского сада №7 г. Донецка. 2.2. Учебный план устанавливает перечень образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и учебных компонентов, определяет объем времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности 2.3. Содержание образования определяется Образовательной программой дошкольного образования, разработанной педагогическим коллективом и утвержденной приказом МБДОУ детского сада №7 г. Донецка. (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Инновационной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (издание шестое инновационное). Реализация Программы осуществляется в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности, в том числе: Количество групп в ДОУ – 8 групп: Первая младшая группа (для детей в возрасте 1.5-2 года) Первая младшая группа (для детей в возрасте 2- 3 года) Вторая младшая группа (для детей в возрасте 3-4 года) Средняя группа (для детей в возрасте 4-5 лет) Старшая группа (для детей в возрасте 5-6 лет) Старшая группа компенсирующей направленности (для детей в возрасте 5-6 лет) Старшая группа компенсирующей направленности (для детей в возрасте 5-6 лет) Подготовительная к школе группа комбинированной направленности (для детей в возрасте 6-7 лет) Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности по следующим направлениям: непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность воспитанников, работа с родителями. Дополнительное образование (парциальные программы по ведущим направлениям в ДОУ) Вариативная часть образовательной программы ДОУ реализуется через кружки физкультурнооздоровительной, художественно-эстетической, социально-коммуникативной и познавательной направленности, которые проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Занятия из вариативной части учебного плана (кружки) не проводятся за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон в ДОУ. Коррекционная работа проводится согласно утвержденному расписанию, циклограммы деятельности учителя-логопеда с учетом выявленных нарушений в развитии устной речи воспитанников. Объем коррекционно-развивающей помощи детям (занятия с учителем-логопедом) определяется индивидуально в соответствии с выявленными нарушениями в развитии устной речи. Все группы функционируют в режиме полного дня (12-часовое пребывание). 2.4. Учебный план предусматривает работу педагогического коллектива в режиме пятидневной рабочей недели (кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней) с 06.30 часов до 18.30 часов. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ детского сада № 7 г. Донецка. 2.5. В соответствии с Годовым календарным учебным графиком на 2022 – 2023 учебный год продолжительность учебного года устанавливается в количестве 38 учебных недель. Начало учебного года – 01.09.2022 года; окончание учебного года – 31.05.2023 года. 2.6. Реализация Учебного плана предполагает комплексность подхода и обязательный учет принципа интеграции образовательных областей, обеспечивающий развитие детей одновременно в разных областях в соответствии с особенностями развития воспитанников, индивидуальными склонностями и интересами детей. 3. Характеристика структуры Учебного плана 3.1. В структуре Учебного плана выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. В Учебном плане в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выдержано соотношение между объемом обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений: не менее 60% - на обязательную часть, и не более 40% от общего нормативного времени - на часть, формируемую участниками образовательных отношений. 3.2. Обязательная часть Учебного плана обеспечивает выполнение обязательной части Программы. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 3.2.1. Решение образовательных задач обязательной части осуществляется через организованную образовательную деятельность (не сопряженную с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), а также образовательную деятельность и организацию культурных практик в ходе режимных моментов. 3.2.2. Организованная образовательная деятельность (далее – ООД), осуществляется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых педагогами осуществляется самостоятельно в зависимости от контингента детей, их индивидуальных склонностей и интересов, уровней освоения детьми Программы и решения конкретных образовательных задач. 3.2.3. Каждой образовательной области соответствуют учебные компоненты, направленные на реализацию основных целей и задач психолого-педагогической работы по образовательным областям. Реализация программного материала образовательных областей «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» занимает не менее 50% общего времени на организованную образовательную деятельность. Во время проведения организованной образовательной деятельности по физическому развитию решаются приоритетные задачи дошкольного образования по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию у них потребности в двигательной активности. Организованная образовательная деятельность по физическому развитию с детьми третьего года жизни осуществляется по подгруппам 3 раза в неделю, одно из них раз в неделю проводится на открытом воздухе (при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям). Занятия для детей от 4 до 7 лет со всей группой 3 раза в неделю, одно из них раз в неделю проводится на открытом воздухе (при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям). В целях соблюдения максимально допустимого объема нагрузки в первую половину дня, а также качественного решения задач по всестороннему развитию детей, в учебном плане перенесены часы в совместную деятельность во взаимодействии взрослого и ребенка, а также в самостоятельную деятельность детей. Учитывая, что все учебные компоненты в состоянии выполнять свои функции в системе и во взаимосвязи с другими компонентами, в специально организованной совместной деятельности педагога с детьми осуществляется решение ряда специфических задач по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а также в совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов, через организацию культурных практик и проектную деятельность решаются задачи трудового воспитания, развития познавательно-исследовательской деятельности, художественного труда. 3.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы детей, а также возможности педагогического коллектива и сложившиеся традиции МБДОУ детского сада № 7г.Донецка. Позволяет более плотно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национальных, социокультурных, климатических условий Ростовской области. А также решить одну из приоритетных задач современного дошкольного образования - сохранение и укрепление здоровья детей. ООД осуществляется с воспитанниками старших и подготовительных к школе групп во вторую половину дня: старшие группы (дети от 5 до 6 лет) – 1/25 часа образовательной нагрузки в неделю. подготовительные к школе группы. Создана система работы по использованию регионального компонента (ознакомление дошкольников с природой, достопримечательностями, культурой и особенностями жизни народов Ростовской области). Задачи решаются интегрировано в ходе реализации задач всех образовательных областей в разных формах взаимодействия с детьми (ООД, совместная деятельность, свободная деятельность). Коррекционная работа осуществляется педагогом – психологом и учителем-логопедом через индивидуальную, подгрупповую и групповую работу. Организация психологического сопровождения дошкольников в ДОУ строиться педагогом-психологом по Программе психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой. (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «ЦветикСемицветик», РЕЧЬ. – 2019г.). Коррекционная работа по «Программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ФФНР» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. в учебный план не включена, но сообразуется с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада № 7 г. Донецка и соответствует ФГОС ДО. 4. Объем образовательной нагрузки 4.1. Количество и продолжительность ООД устанавливается в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20. и табл.6.6 СанПиН 1.2.3685-21. 4.2. Максимальный объем образовательной нагрузки в течение недели определен: ▪ Первая младшая группа (дети от 1,6 до 3 лет) - 10 ОД в неделю; ▪ младшая группа (дети от 3 до 4 лет) - 11 ОД в неделю; ▪ средняя группа (дети от 4 до 5 лет) -11 ОД в неделю; ▪ старшая группа (дети от 5 до 6 лет) - 13 ОД; ▪ подготовительная к школе группа (дети от 6 до 8 лет) – 14 ОД в неделю. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной – трех. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25-30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. 4.3. ООД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие воспитанников. 4.4. В середине ООД статического характера проводится динамическая пауза. Перерывы между периодами ОД составляют 10 минут (п.2.10.2 СП 2.4.3648-20). Образовательная нагрузка: Наименование возрастной группы (возрастной период) Направления развития и Первая образования детей/ образовательные младшая группа (от 1,6 до 3 лет) области Обязательная часть Наименование программы Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребѐнок в семье и обществе ОБЖ (ПДД, ППБ, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе) Самообслуживание самостоятельность, трудовое воспитание Физическое развитие: Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе Познавательное развитие: Познавательноисследовательская деятельность Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром (основы науки и естествознания): Ознакомление с миром природы Ознакомление с предметным Вторая Средняя группа Старшая Подготовительная младшая (от 4 до 5 лет) группа к школе группа группа (от 5 до 6 лет) (от 6 до 8 лет) (от 3 до 4 лет) Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Количество ООД в неделю Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых (в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке) Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых (в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке) Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых (в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке) Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых (в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке) 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых - 1 1 1 2 1 1 1 1 II неделя I, III, неделя I, III, неделя I, III, неделя II, IV неделя II, IV неделя II, IV неделя 1 II неделя I,III, IV неделя I,III, IV неделя окружением и социальным миром Конструирование, робототехника Речевое развитие: Развитие речи, основы грамотности Чтение художественной литературы Художественное творчество: Рисование Лепка - 1 1 1 1 1 1 2 2 1 В вечерние отрезки времени 1 1 0,5 Аппликация, ручной труд Конструирование* *для воспитанников второго раннего возраста Художественно-эстетическое развитие Музыка Музыкальные развлечения Социально-коммуникативное развитие: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребѐнок в семье и обществе ОБЖ (ПДД, ППБ, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе) Самообслуживание самостоятельность, трудовое воспитание 1 0,5 1 0,5 2 0,5 2 0,5 - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5* - - - - 2 2 2 2 2 1 раз в 2 месяца Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых (в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке) Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых (в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке) Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых (в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке) Осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых (в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке) Итого (Количество ООД в неделю) Длительность ООД (мин.) (табл.6.6 СанПиН 1.2.3685-21) Образовательная нагрузка в неделю) (в мин.) 10 10 мин. 11 15 мин. 11 20 мин. 13 25 мин. 14 30 мин. 100 165 220 325 420 Образовательная нагрузка в месяц) (в мин.) 400 660 880 1300 1680 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Социально-коммуникативное развитие: Формирование основ финансовой культуры. «Гномы Экономы»: формирование основ финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста» (ООД проводится во вторую половину дня) Художественно-эстетическое развитие: Количество ООД в неделю - - - 1/25 - «Чудо-мастерская», Начальное техническое моделирование. (специалисты ДО). (ООД проводится во вторую половину дня) - - - 1/25 2/30 - - - 1*/25 1*/30 10 мин. 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. Физическое развитие: Обучение элементам спортивной гимнастики в детском саду. (*ОД проводится по подгруппам вместо третьего занятия по физической культуре, во вторую половину дня). Длительность ООД (мин.) (табл.6.6 СанПиН 1.2.3685-21) Индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия с педагогомпсихологом Индивидуальные и подгрупповые занятия с учителем – логопедом Психологическое сопровождение детей адаптационной группы. Коррекционно-развивающая работа. - - Коррекционная работа по звукопроизношению по плану учителя- логопеда по заключению ПМПК, ППк Образовательная нагрузка разработана в соответствии с СанПиН 2.4.1.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г №2. 5. Режим занятий с применением электронных средств обучения 5.1 Занятия с использованием электронных средств обучения проводятся в возрастных группах от 5 лет и старше. 5.2. Образовательную деятельность с использованием ЭОР для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трех раз в неделю. 5.3. Продолжительность непрерывного использования: • экрана с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, составляет 5–7 минут; • наушников составляет не более часа. Уровень громкости устанавливается до 60% от максимальной. 5.4. Во время занятий с использованием электронных средств обучения, связанной со зрительной нагрузкой воспитатели проводят гимнастику для глаз. А в конце образовательной деятельности – физические упражнения для профилактики общего утомления. 5.5. Для снижения утомляемости детей на занятиях с использованием ЭОР необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели ростку ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютерной техникой в них. Недопустимо использование одного компьютера для занятий двух и более детей. Образовательная деятельность с использованием ЭОР проводится в присутствии педагога. 5.6. Организация работы групп и помещений с использованием ЭОР должен соответствовать гигиеническим требованиям. Powered b y TCPD F (www. tcpdf .or g)